Апокрифы Древних Христиан
|
Случилось же это однажды, когда Иоанн, брат Иакова, – они сыновья Зеведея – вышел и подошел к храму. Встретил его фарисей – имя его Ариман – и сказал ему: — «Где твой господин, которому ты последовал?» И он сказал ему: — «Место, откуда он пришел, туда он снова возвратился». Сказал ему фарисей: — «Обманом этот назареянин ввел вас в заблуждение, и наполнил ваши уши ложью, и запер ваши сердца, и повернул вас от предания ваших отцов». Когда я, Иоанн, услышал это, я двинулся от храма к горе, месту пустынному. Был я очень опечален сердцем и сказал: — «Почему избран Спаситель? И почему Он послан в мир своим Отцом? И кто его Отец, который послал Его? И каков тот эон, к которому мы пойдем? Ибо что подразумевал Он, когда сказал нам: – «Этот эон, к которому вы пойдете, принял вид Эона того, нерушимого»? – Но Он не учил нас о том, каков он». В то время, когда я думал об этом в сердце моем, небеса раскрылись, и все творение, что ниже неба, осветилось, и весь мир содрогнулся. Я испугался и пал ниц, когда увидел в свете юношу, который стоял предо мною. Но когда я смотрел на него, он стал подобным старцу. И он изменял свой облик, став как дитя, в то же время предо мною. Он был единством многих форм в свете, и формы открывались одна в другой. Будучи одним, почему он был в трех формах? Он сказал мне: — «Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Это так: не будь малодушным! Я тот, кто с вами все время. Я – Отец, я – Мать, я – Сын. Я незапятнанный и неоскверненный. Ныне Я пришел наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя ... о совершенном Человеке. Теперь же, подыми лицо свое, иди и слушай, чтобы ты узнал те вещи, о которых я скажу сегодня, и мог передать это своим сотоварищам по Духу, тем, кто из Рода недвижимого Совершенного Человека». И я попросил его: — «Скажи, дабы я мог постигнуть это».
Он сказал: — «Единое (μονάξ) – это единовластие, над которым нет ничего. Это Бог истинный и Отец всего, Дух Незримый, Кто надо Всем, Кто в Нерушимости, Кто в Свете чистом, – Тот, Кого никакой свет глаза не может узреть. Он Дух Незримый. Не подобает думать о Нем как о богах или о чем–то подобном. Ибо Он больше бога, ведь нет никого выше Него, нет никого, кто был бы господином над Ним. Ø Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо Всё существует в Нем Одном. Ø Он... потому что Он не нуждается в чем бы то ни было, ведь Он полностью совершенен. Ø У Него нет в чем бы то ни было недостатка, нет того, чем бы Он мог быть пополнен. Ø Но все время Он полностью Совершенен в Свете. Ø Он безграничен, ибо нет никого перед Ним, чтобы ограничичь Его. Ø Он непостижим, ибо нет никого перед Ним, кто постиг бы Его. Ø Он неизмерим, ибо не было никого перед Ним, чтобы измерить Его. Ø Он невидим, ибо никто не видит Его. Ø Он вечен, Он существует вечно. Ø Он невыразим, ибо никто не может охватить Его, чтобы выразить Его. Ø Он неназываем,{2} ибо нет никого перед ним, чтобы назвать Его.
Ø
Это Свет Неизмеримый, Чистый, Святой, Ясный.
Ø
Он, невыразимый, совершенен, в Нерушимости. Не в совершенстве, не в блаженстве,
не в божественности, но много избраннее.
Ø
Он не телесный, не нетелесный.
Ø
Он не большой, не малый.
Ø
Нет возможности сказать, какого Его количество..., ибо никто не может постичь Его.
Ø
Он не из тех, кто существует, но много избраннее.
Ø
Не так, как если бы Он был избраннее по сравнению с другими, но то, что Его,
не причастно ни Эону, ни Времени.
Ø
Ибо то, что причастно Эону, было вначале создано.
Ø
Он не был заключен во Времени.
Ø
Он не получил... ибо... ибо нет никого перед Ним, чтобы Он получил от него нечто.
Ø
Ибо Он созерцает себя вновь в своем Свете чистом.
Ø
Ведь Он – Величие. Неизмеримое... Величие.
Ø
Он – Эон, создающий Эон.
Ø
Жизнь, создающая Жизнь.
Ø
Блаженство, создающее Блаженство.
Ø
Знание (γνώσυξ)
{3},
создающее Знание,(noucoon).
Ø
Добро, создающее Добро.
Ø
Милость, дающая Милость и Спасение.
Ø
Благодать, дающая Благодать -
Что я скажу тебе о Нем?
Ибо не мы, мы не познали..., мы не познали тех вещей,
что неизмеримы, кроме Это Он рассказал нам. Ведь Он видит Себя самого в Свете, окружающем Его. Это источник Воды Жизни, Он дает ее всем эонам и во всех формах. Он узнает свой Образ, когда видит Его в источнике Духа. Он устремляет Желание в свой Свет – Воду, это источник Воды - Света чистого окружающего Его. И Его Эннойа выполнила действие, и Она обнаружилась, (она предстала, она появилась) перед ним в сиянии Его Света. Это первая Сила, бывшая до всех Эонов и открывшаяся в Его Мысли, это Пронойа Всего, Ее Свет, который светит, Образ Света, Совершенная Сила, то есть Образ Незримого Девственного Духа совершенного. Она – Сила, Слава, Барбело, Совершенная Слава в Эонах, Слава Откровения, Слава Девственного Духа. И Она восхвалила Его за то, что открылась. Это первая Мысль, Его Образ. Она стала Материнским Чревом Всего, ибо Она прежде, чем все они: Метропатор, Первый Человек, Святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды именный, адрогин{4}, и Вечный Эон среди Незримых, Первый Явившийся. Она попросила у Незримого Девственного Духа, то есть Барбело, дать Ей Предвидение. И Дух согласился. И когда он согласился, Предвидение обнаружилось, и Оно предстало близ Пронойи; Оно – из мысли Незримого Девственного Духа. Оно восхвалило Его и Его Совершенную Силу, Барбело, так как Оно стало существовать из-за Неё. И снова Она попросила дать ей Нерушимость, и он согласился. Когда он согласился, Нерушимость обнаружилась, Она предстала близ Мысли и Предвидения. Они восхвалили Незримого и Барбело, из-за которой Они стали существовать. И Барбело попросила дать ей Вечную Жизнь. И незримый Дух согласился. И когда Он согласился, Вечная Жизнь обнаружилась, и Они предстали, и Они восхвалили Незримый Дух и Барбело, из–за которой Они стали существовать. И снова, Она попросила дать Ей Истину. И незримый Дух согласился. Истина обнаружилась, и Они предстали, и Они восхвалили Незримый Дух... Барбело, из-за которой Они стали существовать. Это пятерица эонов Отца, который есть Первый Человек, Образ незримого Духа; это Пронойа, то есть Барбело: Мысль, и Предвидение, и Нерушимость, и Вечная Жизнь, и Истина. Это пятерица Эонов адрогинных, то есть десятерица Эонов, то есть Отец. И Он взглянул на Барбело Светом Чистым, который окружает Незримый Дух, и Его блеском, и Она понесла от Него. И Он породил искру света Светом Блаженного Образа. Но Это не было равным Его величию. Это был единородный Метропатора, тот, что открылся; это Его единственное рожденье, единородный Отца, Свет Чистый. Незримый Девственный Дух возликовал над Светом, который стал существовать, который первым был открыт первой Силой Его Пронойи, то есть Барбело. И Он помазал Его Своим Благом (χρηστόξ), пока Он не стал Совершенным, не нуждавшимся ни в каком благе, ибо Он помазал Его Благом Незримого Духа. И Он предстал перед ним, когда Он излил это на Него. Когда Он получил это от Духа, Он восславил Святой Дух и совершенную Пронойю (...), из-за которой Он обнаружился. И Он, Сын, попросил дать Ему сотоварища по Труду, то есть Ум, и Он, Дух, согласился. Когда же Незримый Дух согласился, Ум обнаружился и предстал близ Христа, или Блага (χρηστόξ), и восхвалил Его и Барбело. Все Они стали существовать в молчании. И Ум захотел выполнить Дело через Слово незримого Духа. И Его Воля стала Делом, и Оно обнаружилось близ Ума; и Свет восхвалил Его. И Слово последовало за Волей. Ибо Словом Христос – божественный Аутоген, создал все вещи. И Вечная Жизнь, и Его Воля, и Ум, и Предвидение предстали и восхвалили Незримый Дух и Барбело, ибо из-за Неё все они стали существовать. И святой Дух дал совершенство божественному Аутогену, Сыну Его и Барбело, так что Тот предстал перед Могущественным и Незримым Девственным Духом как божественный Аутоген, Христос, кому Он, Дух, воздал славу громким голосом. Он, Сын, открылся через Пронойю, и Незримый Девственный Дух поставил божественного Аутогена Истины надо всеми вещами. И Он подчинил ему всякую Власть и Истину, которая есть в Нем, чтобы Он мог знать Всё, что было названо Именем, возвышенным над всяким именем. Ибо это Имя – назовут его те, кто достоин его.{5} Из Света же, который есть Христос, и Нерушимости через Дар Духа появились четыре Света из божественного Аутогена. Он смотрел, чтобы они предстали пред Ним. И трое – это Воля, Эннойа и Жизнь. И четыре Силы – это Мудрость, Благодать, Чувствование, Рассудительность.
Милость, Истина и Форма. Мысль, Чувствование и Память. Мудрость, Любовь и Форма. Совершенство, Мир и Софиа. Это четыре Эона, которые предстали пред божественным Аутогеном. Это двенадцать Эонов, которые предстали пред Сыном, великим Аутогеном – Христом, по Воле и Дару Незримого Духа. И двенадцать Эонов принадлежат Сыну, Аутогену. И все вещи были установлены Волей Святого Духа через Аутогена.
И от Предвидения Совершенного Ума Это Он, кого Девственный Дух назвал Пигераадаман и поместил его у первого Эона с великим Аутогеном, Христом, у первого Света – Армоцеля. И Силы Его – вместе с ним. И Незримый дал ему Разумную Непобедимую Силу. И заговорил Он, и восхвалил и прославил Незримый Дух, сказав: — «Все вещи стали существовать из–за Тебя, и все вещи вернутся к Тебе. Я же, я прославлю и восхвалю Тебя и Аутогена и Эоны, которых три: Отец, Мать и Сын – Совершенная Сила». И Он (Человек) поместил своего Сына Сифа во второй Эон ко второму Свету Оройэлю. В третий Эон – в третий Свет Давейтаи было помещено семя Сифа. И Души Святых там были помещены. В четвертый Эон были помещены Души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и затем покаялся; они – у четвертого Света Элелета. Это создания, которые восхваляют Незримый Дух.
Софиа же Эпинойа, будучи Эоном, произвела Мысль своею Мыслью,
И из-за Непобедимой Силы, которая есть в Ней, И было это неподобным образу его матери, ибо было это другой формы. Когда же Она увидела Свою Волю, это приняло вид несообразный – Змея с мордой Льва. Его глаза были подобны сверкающим огням молний. Она отбросила его от Себя, за пределы этих мест, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо Она создала его в незнании. И Она окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме Святого Духа, который зовется Матерью Живых. И она назвала его именем Иалтабаоф. Это первый Архонт, который взял большую силу от своей матери. И он удалился от нее и двинулся прочь от мест, где был рожден. Он стал сильным и создал для себя другие эоны в пламени светлого огня, где он пребывает поныне. И он соединился со своим безумием, которое есть в нем, и породил власти для себя.
И поставил Он семь царей – соответственно тверди небесной – над семью небесами и пять – над бездной ада, так что они могли царствовать. И Он отделил им от своего Огня, но не дал от Силы Света, которую взял от своей Матери, ибо Он – Тьма незнания.
И когда Свет смешался с Тьмой, Он побудил Тьму светить.
Итак, у Архонта, который болен, три имени. Он нечестив в своем безумии, которое есть в Нём. Ибо Он сказал: «Я – Бог, и нет другого бога, кроме меня», – не зная о своей силе, о месте, откуда он произошел.
И Архонты создали семь Сил для Себя,
Это – седмица недели.
Иалдабаоф же имел множество личин, будучи над ними всеми, Будучи среди серафимов, Он отделил им от Своего Огня. Вследствие этого Он стал господином над ними – из-за Силы Славы, которая была у Него от Света Его Матери. Вследствие этого Он назвал себя Богом. Но Он не был послушен месту, откуда Он произошел. И Он смешал с властями, которые были у Него, семь Сил в Своей Мысли. И когда Он сказал, Это случилось. И Он дал Имя каждой Силе. Он начал с Высшего.
И есть у них Твердь, соответственно Эону – Небу. Имена были даны Им согласно Славе, которая принадлежит Небу, дабы сокрушить Силы. В Именах же, которые были даны Им Их Прародителем, была Сила.
Но Имена, которые были даны Им согласно Славе, принадлежащей Небу,
И всякую вещь Он упорядочил по Образу Первых Эонов, ставших существовать, так чтобы создать Их по Облику Нерушимых, не потому, что Он видел Нерушимых, но Сила, что в Нём, которую Он взял от Своей Матери, произвела в Нём Образ Порядка.
И когда он увидел творение, его окружавшее, и множество ангелов вокруг себя,
Тогда Мать начала метаться перемещаться туда и сюда. Она узнала об изъяне, когда сияние Её Света уменьшилось. И Она потемнела, ибо Её Сотоварищ не согласился с Ней». Я же, я сказал: — «Господи, что это значит: Она перемещалась туда и сюда?» Но Он улыбнулся и сказал: — «Не думай, что это так, как Моисей сказал: «над водами». Нет, но когда Она увидела злодеяние, которое произошло, и захват, который совершил Её Сын, Она раскаялась. И забвение овладело Ею во тьме незнания. И Она начала стыдиться в движении. Движение же было метанием (перемещением) туда и сюда.
Самоуверенный же взял Силу от Своей Матери. И Она не была взята в собственный Эон, но на Небо Её Сына, чтобы Она могла быть в девятом до тех пор, пока не исправит Своего изъяна.
И глас низошел с Неба – Эона Возвышенного:
Протоархонт Иалтабаоф услышал это и подумал, что Глас нисходит от Его Матери, и не узнал, откуда Он низошел.
И обучил их Метропатор Святой и Совершенный,
Весь Эон Протоархонта задрожал, и основания Ада двинулись. И в водах, которые на веществе, нижняя сторона осветилась через явление Его Образа, который открылся. И когда все власти и Протоархонт взглянули, Они увидели всю часть нижней стороны, которая была освещена, и благодаря Свету Они увидели на Воде Вид Образа.
И Он, Иалдабаоф, сказал Властям, которые были с Ним: И Они создали общими Силами по Знакам, которые были даны Им. И каждая из властей внесла (дала) Знак в Виде Образа, увиденного в Своей Душе. Он, Иалдабаоф, создал Сущность, по Подобию Первого Человека, Совершенного. И Они сказали: — «Назовем же Его Адамом, дабы Имя Его стало для Нас Силой Света». И силы начали:
И множество Ангелов подступило к Нему, Иалдабаофу, и Они получили от Властей семь Сущностей Душевных, дабы создать согласие членов и согласие органов и упорядоченную связь каждого из членов. Первый начал создавать голову:
Источник же Демонов, которые во всем Теле, сводится к четырем:
И Мать всех их есть Вещество.
Мать же всех Их помещается в Их середине, Онорфохрасей, будучи неограниченной и смешанной со всеми Ими. И Она есть воистину Вещество, ибо Они питаются Ею. Четыре Главных Демона это:
И мать их всех есть Эстенис-ух-епиптоэ. И от четырех Демонов происходят Cтрасти. Ä И от печали - зависть, ревность, горе, беспокойство, боль, бессердечность, забота, беда и прочее. Ä И от удовольствия - происходит много злодеяний, и пустое хвастовство, и подобные вещи. Ä И от желания - гнев, ярость, и горечь, и горькая страсть, и жадность, и подобные вещи. Ä И от страха - изумление, льстивость, смятение, стыд.
Все они того рода, что и полезны и вредны. Они все потрудились над ним до тех пор, член за членом, пока душевное и вещественное тело не было завершено ими.
Есть и другие над оставшимися страстями, о ком я не сказал тебе. И все Ангелы и Демоны трудились до тех пор, пока не привели в порядок Душевное Тело. И Труд их был Незавершённым и Недвижимым на долгое время. И когда Мать пожелала взять Силу, которую Она отдала Первому Архонту, Она попросила Метропатора, коему присуща Великая Милость. Он послал по Святому Совету пять Светов в место Ангелов Протоархонта. Они, Светы, советовали Ему, чтобы вывести Силу Матери. И они сказали Иалтабаофу: — «Подуй в Его Лицо от Духа Твоего, и Тело Его восстанет». И Он подул в Лицо Духом Своим, который есть Сила Его Матери; и Он не узнал Этого, ибо Пребывал в Незнании.
И Сила Матери вышла из Алтабаофа (sic!)
в Душевное Тело, Тело двинулось и получило Силу и засветилось. И тогда-то взревновали остальные Силы, ибо Он стал существовать из-за всех Них, и Они отдали Свою Силу Человеку, и Мудрость Его укрепилась более, чем у Тех, Кто создал Его, и более, чем у Первого Архонта. И когда Они узнали, что Он Светится и Мыслит лучше Их и Свободен от Злодеяния, Они схватили Его и бросили в нижнюю часть всего Вещества.
Но Блаженный Метропатор, Благотворящий и Милосердный,
И Он послал через Свой Дух Благотворящий и Свою Великую Милость И Эпинойа Света утаена в Адаме, не только затем, чтобы Архонты не могли узнать Её, но дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна Матери.
И Человек открылся посредством Тени Света, которая есть в Нем.
Когда Они снизу глянули Вверх, Они увидели, что Мысль Его возвышена. Но Эпинойа Света, Та, что в Нём, Она должна разбудить его Мысль. И Архонты взяли Его и поместили в Раю. И Они сказали Ему: «ЕШЬ», – то есть неторопливо. На самом деле, Их Наслаждение Горько и Красота их Порочна. И Их Наслаждение Обман, и Их деревья Нечестивость, и Их Плоды Смертельная Отрава, и Их Обещание - Смерть.
Древо же Своей Жизни Они посадили в середине Рая. Корень этого Древа горек, и Ветви Его есть Смерть, Тень Его Ненависть, и Обман обитает в его Листьях, и Цветение Его – Помазание Лукавства, и Его Плод Смерть, и Вожделение есть Его Семя, и растет Оно во Тьму. Место обитания Тех, Кто вкушает от Него, есть место Их отдыха. Но то, что Они называют "Древом Познания Добра и Зла", которое есть Эпинойа Света, – Они стоят перед Ним, дабы Он, Адам, не мог узреть своей Полноты и узнать Наготы Своего безобразия. Но это Я, который заставил Их есть». И я сказал Спасителю: — «Разве не Змий научил Адама есть?» Спаситель улыбнулся и сказал: — «Змий обучил Их есть от Злодеяния, Порождения, Желания, Уничтожения, чтобы Он смог быть ему полезным. И он, Адам, узнал, что был не послушен Ему, Первому Архонту, из-за Света Эпинойи, которая есть в Нем, которая направляет Его в Его Мыслях быть выше Первого Архонта. И Он, Первый Архонт, захотел забрать Силу, которую Он сам Ему отдал. И Он принес Забвение Адаму». И я сказал Спасителю: — «Что такое Забвение?» И он сказал: «Это не так, как написано у Моисея и как ты слышал. Ведь Он сказал в своей первой книге: «Он заставил Его уснуть», но это было в Его Чувствовании. Также ведь сказал Он, Первый Архонт, через Пророка: «Я отягощу Их Сердца, дабы Они не Разумели и не Видели». Тогда Эпинойа Света скрылась в Нем, Адаме. И Протоархонт пожелал извлечь Её из Его Ребра. Но Эпинойа Света неуловима. Хотя Тьма преследовала Её, Она не уловила Её. И Он извлек часть Его Силы из Него. И Он создал другой слепок в форме Женщины, согласно Образу Эпинойи, который открылся Ему. И Он вложил часть, которую взял из Силы Человека, в женский слепок, и не так, как Моисей сказал: «Его Ребро». И Он, Адам, увидел Женщину рядом с собой. И тогда-то Эпинойа Света явилась, и Она сняла Покров, который лежал на Сердце Его. И отрезвел Он от опьянения Тьмой. И узнал Он свой Образ и сказал: — «Так, это Кость от Моей Кости и Плоть от Моей Плоти».
А потому Человек оставит Отца Своего и Мать Свою Я же, Я открылся в виде ОРЛА на Древе Знания, то есть Эпинойа от Пронойи Света Чистого, дабы научить Их и пробудить от сна глубокого. Ибо Они оба были в упадке, и Они узнали Наготу Свою. Эпинойа, будучи Светом, открылась Им, и Она пробудила Их Мысль. И когда Алдабаоф (sic!) узнал, что Они удалились от Него, Он Проклял Свою Землю. И Он нашел Женщину, которая приготовила Себя для Своего Мужа. Он был Господином Её в то время, как Он не знал Тайны, происшедшей из Святого Совета. Они же боялись хулить Его. И Он открыл Своим Ангелам Свое незнание, которое было в Нём. И Он изгнал Их из Рая, и Он окутал их Мрачной Тьмой. И Протоархонт увидел Деву, которая стояла рядом с Адамом, и что Эпинойа Света Жизни открылась в Ней. И Алдабаоф был полн незнания. И когда Пронойа Всего узнала это, Она послала некоторых, и Они похитили Жизнь у Евы. И Протоархонт осквернил Её, и Он родил с ней двух Сыновей; Первый и Второй - Элоим и Иаве, Элоим с медвежьей мордой, Иаве с кошачьей мордой. Один был Праведный, другой Неправедный. Иаве Он поставил над Огнем и Ветром, Элоима же он поставил над Водой и Землей. И Их Он назвал Именами Каин и Авель из хитрости. И по сей день осталось Соитие, идущее от Протоархонта. И Он посеял Жажду к Порождению в Той, Кто принадлежит Адаму. И Он произвел через Соитие Порождение в Образе Тел, и Он наделил Их Своим Духом Обманчивым. И Он учредил над начальствами двух Архонтов, так что Они могли Править над Могилой. И когда Адам узнал Образ Своего Предвидения, Он Породил Образ Сына Человека. Он назвал Его Сифом, согласно Порождению в Эонах. Подобным Образом другая Мать послала вниз Свой Дух в Образе, который Подобен Ей, и как Отражение Тех, Кто в Плероме, с тем чтобы приготовить Место Обитания для Эонов, которые спустятся. И Он дал Им испить Воду Забвения, от Протоархонта, дабы Они не могли узнать, откуда Они. И таким образом Семя оставалось некоторое время, хотя Он помогал в том, чтобы, когда Дух спустится от Святых Эонов, Он мог бы поднять Его и Исцелить Его от Изъяна, и вся Плерома могла бы стать Святой и без Изъяна». И я сказал Спасителю: — «Господи, все ли Души тогда будут Спасены в Свете Чистом?» Он ответил и Сказал мне: — «Великие Вещи поднялись в Твоем Уме, ибо трудно обнаружить Их перед другими, если не перед Теми, Кто от Рода Недвижимого. Те, на Кого Дух Жизни спустится и будет с Силой, – будут Спасены, и станут Совершенными, и будут достойны Величия, и будут Очищены в этом месте от всего Злодеяния и Заботы Испорченности. И нет у Них иной Заботы, если не одна Нерушимость, о которой Они станут заботиться из этого места, без Гнева, или Ревности, или Зависти, или Желания, или Алчности ко Всему. Они не заботятся ни о чем, кроме существования одной Плоти, которую Они несут, ожидая Время, когда Они будут встречены Принимающими. Таковы Суть Достойные Нерушимой Вечной Жизни и Призыва. Они сносят Всё и выдерживают всё, так что Они свершат Благое и унаследуют Жизнь Вечную». Я сказал Ему: — «Господи, Души Тех, Кто не сделал Этих Вещей, но на Кого Сила Духа Жизни спустилась?» — «Дух будет, и Они будут в любом случае Спасены и Обратятся. Ибо Сила спустится на каждого Человека, ведь без этого никто не сможет Восстать. И после того, как Они родились, тогда, когда Дух Жизни становится Могущественным и Сила приходит и укрепляет эту Душу, никто не может ввести Её в заблуждение Делами Лукавства. Но Те, на кого Дух Обманчивый спускается, Совращаются Им и впадают в Заблуждение». Я же сказал: — «Господи, а эти Души, когда они выйдут из Плоти, куда Они направятся?» И Он улыбнулся и Сказал мне: — «Душа, в которой Сила станет больше Духа Обманчивого, – Она сильна, и бежит от Лукавства, и Попечением Нерушимого {6} Спасена, и Взята в Покой Эонов». Я же сказал: — «Господи, а Тех, Кто не Познал, Кому Он Принадлежит, – где будут Их Души?» И Он Сказал мне: — «В тех Дух Обманчивый набрал Силу, когда Они впали в Заблуждение. И Он томит Душу, и Совращает Её к Делам Лукавства, и бросает Её в Забвение. И после того, как Она выйдет из Тела, Её отдают Властям - Тем, которые произошли от Архонта, и Они сковывают Её Оковами и бросают Её в Темницу и кружат Её до тех пор, пока Она не пробудится от Забвения и не достигнет Знания. И подобным образом, когда станет Она Совершенной, Она Спасена». И я сказал: — «Господи, как может Душа умалиться и возвратиться в Естество Своей Матери или в Человека?» Тут Он возрадовался, когда я спросил Его об этом, и Сказал мне: — «Воистину Ты Блажен, ибо Ты Понял! Эта Душа должна следовать за Другой, в которой есть Дух Жизни. Она Спасена через Него. Её не бросают в другую Плоть». И я сказал: — «Господи, Те, Кто Познал, но Отвернулся, – куда пойдут Их Души?» Тогда Он Сказал мне: — «Место, куда придут Ангелы Бедности, – туда Они будут взяты. Это Место, где нет Покаяния. И Они будут содержаться там до Дня, в который Те, Кто злословил о Духе, будут пытаемы и наказаны Наказанием Вечным». И я сказал: — «Господи, откуда Дух Обманчивый пришел?» Тогда Он Сказал мне: — «Метропатор, Тот, Кто Богат Своей Милостью, Дух Святой в каждой форме, Кто Милосерден и Кто вам Сострадает, то есть Эпинойи Света, – Он пробудил Семя Рода Совершенного, и Его Мысль, и Вечный Свет Человека. Когда Первый Архонт узнал, что Они Возвышены более, чем Он в вышине, и Мыслят лучше, чем Он, то Он пожелал схватить Их Мысль, не зная, что Они выше Его в Мысли и что Он не сможет схватить Их. Он держал Совет со Своими Властями, Теми, что Его Силы, и Они вместе совершили Прелюбодеяние с Софией, и Они породили постыдную Судьбу, то есть последнюю из Оков Изменчивых: Она такая, что в Ней всё Изменчиво. И Она тягостна и сильна, та, с которой соединены Боги и Ангелы, и Демоны, и все Роды по сей день. Ибо от этой Судьбы происходят Всякое Бесчестие, и Насилие, и Злословие, и Ковы Забвения, и Незнание, и всякая Тяжкая Заповедь, и Тяжкие Грехи, и Великие Страхи. И таким образом Всё Творение стало Слепым, дабы Они не могли познать ОТЦА, Который надо всеми Ними. И из-за оков забвения Их Грехи утаены. Ведь Они связаны Мерами, Временами, Обстоятельствами, между тем как Она, Судьба, Господствует надо Всем. И Он раскаялся из-за Всего, что стало Существовать через Него. Вновь решил Он наслать Потоп на Творение Человека. Но Величие Света Пронойи наставило Ноя, и Он провозгласил Это всему Семени, то есть Сынам Человеков. Но те, кто был чужд Ему, не внимали ему. Не так, как Моисей сказал: – «Они скрылись в Ковчеге», – но Они укрылись в Месте, не только Ной, но также много других Людей из Рода Недвижимого. Они вошли в Место и укрылись в Светлом Облаке. И Он, Ной, Познал свое самовластие. И Та, что от Света, была с Ним и стала Светить на Них, ибо Он, Первый Архонт, принес Тьму на всю Землю. И Он, Первый Архонт, держал Совет со Своими Силами. Он послал своих Ангелов к Дочерям Человеков, дабы Они могли взять некоторых из Них для Себя и возбудить Семя для Их Наслаждения. И поначалу Они не добились успеха. Когда же Они не добились успеха, Они снова собрались вместе и держали вместе Совет. Они создали Дух Обманчивый {7}, имеющий сходство с Духом, который Низошел, с тем чтобы осквернить Души через Него. И Ангелы изменились в Своем Образе по Образу Их, Дочерей Человеков, напарников, наполнив Их Духом Тьмы, который Они присоединили к Ним, и Лукавством. Они принесли золото, и серебро, и дар, и медь, и железо, и металл, и всякого рода вещи.
И Они Совратили Людей, которые следовали за Ними, в Великие Заботы,
И так Всё Творение было порабощено навеки,
Я же, Совершенная Пронойа Всего, Я изменилась в Семени Моем. Ведь была Я Вначале, ходя Путями всякими. Ибо Я – Богатство Света. Я – Память Плеромы. Я вошла в Величие Тьмы, и Я вытерпела, пока не вступила в середину Темницы. И Основания Хаоса двинулись. И Я, Я сокрылась от Них, из–за Лукавства, и Они не познали меня. Снова вернулась Я во второй раз. И Я шла, Я вышла из Принадлежащего Свету – Я, Память Пронойи, – Я вошла в середину Тьмы и внутрь Преисподней, Я искала домостроительство Мое. И Основания Хаоса двинулись, так что Они могли упасть на Тех, Кто в Хаосе, и уничтожить Их. И снова бежала Я к моему Корню Света, чтобы Они не были уничтожены до Времени. Еще шла Я в третий раз – Я, Свет, который в Свете, Я, Память Пронойи, – чтобы войти в середину Тьмы и внутрь Преисподней. И Я наполнила Лицо Мое Светом завершения Их Эона. И Я вошла в середину Их Темницы, это Темница Тела, и Я Сказала: «Тот, Кто Слышит, да Восстанет Он ото Сна Тяжелого». И Он заплакал, и Он пролил слезы. Тяжелые слезы отер Он с Себя и Сказал: — «Кто Тот, который называет Имя Мое и откуда эта Надежда пришла ко Мне, когда Я в оковах Темницы?» И Я Сказала: — «Я Пронойа Света Чистого. Я Мысль Девственного Духа, который поднял Тебя до Места Почитаемого. Восстань и Вспомни, ибо Ты Тот, который Услышал, и следуй Своему Корню, который есть Я, Милосердие, и укрепи Себя перед Ангелами Бедности и Демонами Хаоса и Всеми, Кто опутал Тебя, и стань, оберегаясь от Сна Тяжелого и Заграждения внутри Преисподней». И Я пробудила Его и запечатлела Его в Свете Воды пятью печатями, дабы Отныне Смерть не имела Силы над Ним. И смотри, ныне Я иду в Совершенный Эон. Я наполнила Тебе всеми вещами Уши Твои. Я же, Я сказала все Вещи Тебе, чтобы Ты записал Их и передал Их Своим Духовным Сотоварищам сокрыто. Ибо есть это - Тайна Рода Недвижимого».
И Спаситель дал это Ему, чтобы Он записал Это и положил Надежно. И он сказал ему:
— «Да будет проклят всякий, И это было дано Ему втайне, и тотчас Он скрылся от Него. И Он пошел к Своим Соученикам и объявил Им То, Что Спаситель сказал Ему. Иисус Христос.
Аминь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К О М М Е Н Т А Р И И1 Текст «Апокрифа Иоанна» реконструирован с участием Незримого Девственного Духа Истины - АШ. Оригинал текста смотри в Интернете на сайте "Апокрифы Древних Христиан"
КОММЕНТАРИЙ с сайта "АПОКРИФЫ ДРЕВНИХ ХРИСТИАН" Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим источникам для изучения гностицизма. Мы предлагаем свой опыт рассмотрения пространной версии этого произведения, сохранившейся в рукописях Наг-Хаммади. Специально исследуется тема самопознания, весьма показательная не только для данного памятника, но и для всего явления гностицизма. Апокриф относится к сравнительно недавно открытым источникам. Его краткая версия на коптском языке сохранилась в так называемом Берлинском папирусе 8502 – папирусном кодексе, найденном в Каире в конце XIX в. и приобретенном Берлинским музеем в 1896 г. В рукописи это произведение названо Апокрифом Иоанна. Его первый исследователь К. Шмидт поставил этот документ в связь с гностическим космологическим учением, которое опровергал, вкратце изложив содержание, Ириней (Против ересей. 1.29). Первое издание краткой версии по Берлинскому кодексу осуществил много лет спустя после открытия (в 1955 г.) В. Тилль. Три другие версии (еще одна краткая и две пространные) дошли в собрании коптских рукописей из Наг-Хаммади (кодексы III, II, IV). Их первое издание предприняли М. Краузе и Пахор Лабиб в 1962 г. Однако между четырьмя версиями имеется разница весьма ощутимая, прежде всего между пространной (Наг-Хаммади, II. 1) и краткой (Берл. пап. 8502). В пространной версии в отличие от краткой есть такие части, как сжатое содержание произведения (1.1 – 4), о трех именах архонта (II. 15 – 20), о двойных именах (12.26 – 13.5), о виде образа на воде (14.24 – 30), о создании человека (15.29 – 19.15), о злокозненности протоархонта и воде забвения (25,7 – 9), наконец, гимн Пронойи (30.II – 31.27). Это далеко не полный список расхождений. Изложение во многих местах носит разный характер, не совпадают имена и отдельные детали. Наряду с этим части, из которых составлено произведение, ведут как бы самостоятельное существование. Они отличаются друг от друга лексически. В той или иной появляются слова и выражения, больше не повторяющиеся, например: «вода жизни» (Наг-Хаммади. 11.1.4.21); «дух жизни» (там же. 25.23; 26.9 – 10,16; 27.18 – 19); «судьба» (там же. 28.14 – 15, 21), и др. Вместе с тем некоторые части предстают снова в другом произведении то в более сжатом, то в развернутом виде. О гимне Пронойи, например, с его явными признаками влияния Евангелия от Иоанна, в частности пролога, заставляют вспомнить другие памятники: «Троевидная Протенойа» (Наг-Хаммади. XIII. 1) и «Мудрость Иисуса Христа» (Берл. пап. 8502). Многие особенности дошедших в собрании Наг-Хаммади текстов объясняются тем, что это переводы с греческого. Ошибки переводчиков, неумение передать по-коптски смысл выражений, им не вполне понятный, домыслы интерполяторов, произвол эпитоматоров, описки переписчиков – все это надо иметь в виду. Но помимо этой, так сказать, технической причины разнообразия вариантов, обилия разночтений есть и другая, обусловленная самой сутью творчества. Оно не поддается делению на авторский труд и труд тех, кто передает уже созданное. Здесь ситуацию можно уподобить той, в которой оказывается музыкальное произведение: исполнитель всякий раз по-своему интерпретирует его, становясь тем самым также его творцом. Тексты, с которыми мы имеем дело, жили, видоизменялись в течение длительного времени. Для Апокрифа Иоанна этот процесс занимал больше двух столетий, если считать временем создания первого, не дошедшего до нас варианта приблизительно 170 год. Речь идет о варианте, который мог послужить основой тех, что мы имеем в рукописях IV – V вв.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 Речь идет о «давно забытом Имени Бога» – Имени Единого Отца Всевышнего Вседержителя, не «Бога», но Человека, «который больше любых богов», даже вместе взятых. Имя Всевышнего Отца обладает реальной физической «несокрушимой» Силой, способной Преобразить Мир. «Посвященные» и «жрецы» так тщательно скрывали Его от «непосвященных», что давно забыли сами. Так как Имя было забыто, то «Он – <был> неназываем»... до поры до времени. Но Имя также реально существует, как и Сам Единый Отец. И нет никого, кроме Него Самого, кто знает это Имя. И только Он сам может назвать Себя. Что Он и сделал, оставив Свое Имя во множестве литературных, научных, географических источниках, на всех языках мира. И познать это Имя может каждый, заглянув в собственное сердце.
3
γνώσυξ - <«гносис»> в буквальном переводе с
греческого: - исследование, познание. 4 Адрогин – буквально: «дуально двуполый». Обладает качествами и мужского и женского начал, поэтому способен к порождению из самого себя. В современной литературе такой термин отсутствует. В ней имеется термин «андрогин» - бесполое существо, биоробот, не способный к самовоспроизводству жизни, а также термин «гермофродит» - двуполый, у которого двуполость имеет исключительно внешние признаки, но внутренне – гермафродит может иметь только либо мужское начало, либо женское. Гермафродит не способен к саморождению. Адрогинное начало - независимость от половой принадлежности. 5 Имя Единого Отца Всевышнего Вседержителя, называемого также «Аллахом», «Óдином», и т.п., а по английски «The Most High Father» – на разных языках мира пишется по-разному, но звучит везде одинаково – АШ.
АШ не только Имя Человека, и ОТЦА 6 Попечение Нерушимого - Единого Отца и Незримого Девственного Духа Истины обеспечивает Попечительский Совет РУСИ 7 Духом Обманчивым, обрекающем Души Людские на мучительные страдания во Тьме незнания, являются все мировые "Религии" и различные "Учения" тоталитарных сект, проповедуемые, якобы, от имени "Бога Всевышнего". |